Конституционные принципы социального обеспечения

Право социального обеспечения в России


«О проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, стожившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда РФ, рейдирующих данные вопросы» // Ведомости РФ. 1993. № 14. Ст. 508. Понятие конституционного принципа предложил Д.А. Ковачев. Под конституционным принципом он понимает объективно существующую политическую или кибернетическую закономерность правовой материи, которая нашла выражение в определенной системе конституционных институтов, направленную на обеспечение свободного ее действия2Ковачев Д.А.

Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права.

1997. № 9. С.73. Значимость конституционных принципов права социального обеспечения возрастает в связи с отсутствием правового акта, который определял бы основы социального обеспечения.

Конституция РФ как источник права социального обеспечения

2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Указанной норме соответствуют положения ст.

7 Конституции РФ, в которой не только закреплен социальный характер российского государства, но и охраняются и гарантируются такие права, как право на труд и здоровье, пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Все эти нормы, безусловно, выступают базовыми для правового регулирования и реализации иных прав и свобод, закрепленных в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы человека и гражданина»).

Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют гражданам (как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории РФ) в полной мере реализовать их права на те или иные виды социального обеспечения.

Конституционные основы социальной защиты граждан

Воплощение в жизнь данного конституционного принципа — основная конституционная обязанность государства.

Однако ни для кого не секрет, что социальная государственность в России — это тот «конституционный идеал», который пока не может быть в полной мере реализован на практике. В настоящее время особую актуальность и практическую значимость приобретает исследование особенностей правовой природы соответствующих конституционных норм, основных форм и способов нормативного закрепления основных принципов социальной государственности, а также механизма их конкретизации в отраслевом законодательстве.
Отсутствие в законе определенных стандартов социальной защищенности ставит перед правовой наукой задачу по выявлению четких критериев, позволяющих определить степень конституционности проводимых социально-правовых реформ.

Такая необходимость обусловлена тем, что, несмотря на декларируемые успехи социальных

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Отличие принципов права от правовых норм:

  1. принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  2. с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  3. определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам. Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства.

Принципы права социального обеспечения


Идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  1. – межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
  2. – на общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  3. – отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  4. – внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Особенности преломления общеправовых и межотраслевых принципов в праве социального обеспечения подробно изложены М.

А правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Конституционные основы социальной защиты прав инвалидов в РФ

Отдельные положения права социального обеспечения адресованы конкретно инвалидам ( от лат.

В. Филипповой. К общеправовым принципам, оказывающим существенное влияние на правовое регулирование отношений по социальному обеспечению, она относит принципы гуманизма, равенства прав, социальной справедливости, признания права каждого на жизнь, федерализма, неприкосновенности частной жизни.
слабым, немощным). Нормы данной отрасли права инвалидам необходимо хорошо знать, так как их знание позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социальной защитой, адресованной инвалиду, а в случае необходимости — юридически грамотно защитить свои права.

На пути перехода в 21 век в РФ принято большое количество нормативных актов регулирующих правовое положение инвалидов (1, 2 и 3 групп) и детей-инвалидов. В первую очередь Конституция РФ 1993 г. гарантирует каждому нуждающемуся социальное обеспечение в случае наступления инвалидности. Основным Законом в области социальной защиты инвалидов является ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ (с изменениями на 17.07.1999 г.), определяющий государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой

§ 3„ Закрепление конституционного права на социальное обеспечение в законодательстве Российской Федерации

В указанной статье Конституции говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

То есть права и свободы человека являются единственной высшей ценностью; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Обладателями этих прав и свобод являются: каждый человек (то есть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин Российской Федерации, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует государство — Российская Федерация.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности наше государство признало тем самым требования демократического

Право социального обеспечения в России

39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например, определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что

«государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом»

.

Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения.

Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения — социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы. Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы:

К вопросу о конституционных основах принципов права социального обеспечения

Несмотря на то, что данная норма устанавливает основные и ключевые направления всей практической реализации основных направлений социальной политики, одновременно она закладывает основы юридической регламентации возникающих отношений и правовой статус субъекта в праве социального обеспечения.

Комментарии 0