Органами осуществляющими в них конституционный контроль

Оглавление:

Виды конституционного контроля


Среди способов защиты конст строя выделяются следующие: введение чрезвычайного положения (военного, осадного), федеральное вмешательство (интервенция). Их применение сопровождается ограничением прав и свобод, приостановлением, роспуском, отставкой определенных органов, должностных лиц и некоторыми другими мерами. Примеры: в ч. 3 ст. 20 германского Основного закона, согласно которой

«законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом»

.

Отсюда следует, во-первых, что принципы конституционного строя превыше всего. В ч. 3 ст. 79 Основного закона содержится

Порядок и сущность конституционного контроля.
Даже законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе действовать при этом произвольно: в конституцию нельзя вносить такие изменения, которые устраняют конституционный строй (например, сводят на нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают разделение властей и т.п.).

Органы конституционного контроля за рубежом

Marbury v.

J. Madison в 1803 г. При рассмотрении данного дела Верховный Суд США взял на себя полномочия по осуществлению конституционного контроля, которые в последующем никогда не оспаривались. В юридической литературе применяют два термина: конституционный надзор и конституционный контроль. Конституционный надзор заключается в проверке акта на его конституционность.

При выявлении нарушающего конституцию закона или иного нормативного акта орган конституционного надзора не правомочен отменить его. Конституционный контроль — это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Конституционный контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью отменить его.

Объектами конституционного контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти — правительственные декреты, указы президента (в тех странах, где нет системы административной юстиции).

Конституционное право зарубежных стран

Они избираются на определенный отрезок времени, очередные или внеочередные выборы могут полностью изменить их политический состав и привести к изменению проводимой ими политики.

Поэтому осуществляемый ими политический конституционный контроль приноровлен к текущим политическим задачам и, следовательно, по содержанию своему нестабилен. Наиболее часто политический конституционный контроль учреждался в конституционной истории Франции, где теоретической основой его служила идея «конституционного жюри» по наблюдению за конституционностью законов, высказанная одним из идеологов Великой французской революции аббатом Э.Ж. В новейшее время Конституция Французской Республики 1946 года учредила под председательством Президента Республики

Конституционный контроль, осуществляемый судебными органами в Российской Федерации

Мировой теорией разработаны две модели конституционного контроля (а точнее судебного конституционного контроля): американская и европейская (диффузная и концентрированная соответственно).

Сьейесом в 1795 году. Реализовывалась она в виде Сената, предусматривавшегося Конституциями 1799 и 1852 годов, хотя на практике Сенат не всегда осуществлял данную функцию.
Диффузная модель судебного конституционного контроля возникла в странах англосаксонской правовой семьи.
Основной особенностью рассматриваемой модели является то, что конституционный контроль не выделяется из системы общего правосудия и осуществляется судами общей юрисдикции в процессе конкретного спора о праве См.: Харитонова Н. Н. Перспективы эволюции конституционного контроля: зарубежная и отечественная практика // Право и политика.

? 2005. ? № 11. — С. 35. В рамках диффузной модели судебного контроля выделяют две системы контроля.

Первая ? децентрализованная, при которой конституционный контроль осуществляет вся судебная система.

Вторая система ? централизованная, при ней контроль осуществляется только высшими органами государственной власти.

Конституционный контроль и его виды

В период действия первых конституций буржуазных госу- дарств, принятых в XIX столетии, специальные способы их пра- вовой охраны, как правило, отсутствовали.

Правовая теория и практика основывались на том, что парламент сам должен обес- печивать конституционность принимаемых им законов и следить за тем, чтобы другие государственные органы действовали в стро- гом соответствии с принципами и нормами конституции.

Такой подход существует в некоторых государствах и до сих пор. Так, ст. 120 Конституции Нидерландов уста- навливает: «Конституционность актов парламента и договоров не подлежит контролю со стороны судов». В XIX столетии только в некоторых странах (например, в США) суды присвоили себе право неприменения при рассмотре- нии конкретных дел правового акта на основании его противоре- чия конституции.

В США суды штатов первыми при рассмотре- нии уголовного или гражданского дела стали решать вопрос о неприменении закона в случае признания его неконституцион- ным.

Органы конституционного контроля в российской федерации


В таком случае, кто же стоит на страже конституции и следит за ее соблюдением.

Для выполнения функции осуществления конституционного контроля (охраны Конституции) предназначен Конституционный Суд Российской Федерации. В ст. 125 Конституции РФ закреплены его основные полномочия, которые более детально регламентированы в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — ФКЗ о Конституционном Суде).

«Конституционный контроль заключается в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу. Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В целом конституционный контроль можно определить

Конституционное право. Университетский курс

Однако особая ответственность возлагается на главу государства, парламент, правительство и правоохранительные органы.

Новейшие конституции современных государств закрепляют правовые нормы, согласно которым глава государства является гарантом конституции, обязанным следить за ее соблюдением. Так, например, в ст. 80 Конституции РФ записано:

«Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина»

(ч.

2). Для реализации своих полномочий как гаранта Конституции РФ он наделен правом отклонить федеральный закон, принятый Федеральным Собранием РФ (ст.

107), отменять постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115), приостанавливать действие нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст.

85). Сходными полномочиями по обеспечению правовой охраны конституции наделен Президент Франции. Он следит

Специализированные органы конституционного контроля.

Органы, осуществляющие неспециализированный конституционный надзор (Франция, Румыния, Польша)

те суды, основная цель которых состоит в рассмотрении гражданских и уголовных дел. В одних странах эти функции могут осуществляться всеми общими судами, а окончательное решение принимает высшая судебная инстанция (Скандинавские государства, США, Филиппины, Япония), в других — только высшими судами (Гана, Шри-Ланка, Эстония), а в федерациях — также высшими судами субъектов федерации — штатов и др.

(Канада, Малайзия), хотя и в последнем случае окончательное решение принимает верховный суд государства. Помимо конституционного надзора на органы специализированного конституционного контроля возлагаются обычно и другие функции: наблюдение за правильностью проведения референдумов, объявление их результатов (Франция), рассмотрение конфликтов по вопросам компетенции между центральными и областными органами (Испания), рассмотрение по существу обвинений, выдвинутых парламентом против президента

Конституционный контроль

В различных государствах мира существуют четыре вида органов, осуществляющих конституционный контроль: 1) суды общей юрисдикции.

Их решение можно обжаловать вплоть до федерального верховного суда, решение последнего является окончательным.

Такая система действует в странах англосаксонского права (Австралия, Канада, США, страны Латинской Америки и др.), но в её применении существуют различия.

Например, в Индии решения о неконституционности может принимать только Верховный суд (в некоторых странах — и суды низших звеньев юстиции).

Комментарии 0