Создание прокуратуры ссср кратко

История развития Прокуратуры в СССР


При революционных трибуналах существовали коллегии обвинителей, высшей из которой была Центральная коллегия государственных обвинителей при революционном трибунале ВЦИК. Члены коллегий обвинителей осуществляли надзор за соблюдением законов при расследовании преступлений, поддерживали в судах государственное обвинение по уголовным делам, приносили кассационные протесты на незаконные и необоснованные приговоры судов.

Такие коллегии не являлись самостоятельными государственными органами. Сложная обстановка периода нэпа настоятельно выдвинула задачу учреждения самостоятельного государственного органа по надзору за соблюдением законов. Датой воссоздания российской прокуратуры можно считать 28 мая 1922 г., когда III сессия ВЦИК IX созыва утвердила Положение о прокурорском надзоре.

10. Послевоенное развитие органов прокуратуры СССР (до 1992 го- да).

А.

Проект положения обсуждался в бурных дискуссиях о необходимости «двойного» подчинения прокуратуры — центральной прокурорской власти, с одной стороны, и губ-исполкомам — с другой.

Руденко, занимавший в тот период пост Прокурора Украины, назначенный на пост Генерального прокурораСССР.В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте.
На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности народного добра, соблюдению режима экономии. Важную роль в усилении прокурорского надзора сыграл приказ Генерального прокурора СССР № 128 от 17 июня 1946 года «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов», в которым были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные правонарушения закона.Одновременно с общим надзором

Советская прокуратура

Осуществляя от имени государства надзор за законностью, органы прокуратуры обязаны своевременно выявлять и решительно пресекать всякие нарушения советских законов, кто бы их не совершил, вести борьбу с преступностью, выявлять и устранять причины и условия, порождающие правонарушения.

построена в соответствии с указаниями В. И. Ленина, данными им в письме «О двойном подчинении и законности», по принципу строгой централизации, с прямым подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, что дает ей возможность выполнять свои функции независимо ог каких бы то ни было местных органов власти и местных влияний, подчиняясь в своей деятельности только Генеральному Прокурору Союза ССР.

Положение о прокурорском надзоре предписывает органам прокуратуры осуществлять возложенные иа них задачи путем надзора: 1) за точным исполнением законов всеми учреждениями, предприятиями и организациями,

Развитие прокуратуры в советский период

Государство должно было вести надзор за исполнением законов выражавших эту волю.

Так в эпоху Советской власти большое значение придавалось законности, требовалось строжайшее его соблюдение. Хотя на некоторых этапах были, конечно, нарушения этого принципа.

В начальном этапе развития Советского государства прокуратуре не придавалось почти никакого значения. Считалось, что это присуще старому Царскому режиму и не соответствует новым требованиям. Поэтому в течение 5 лет власть существовала без прокуратуры, или же органы прокуратуры действовали разрозненно так как, каждая область имела свою прокуратуру.

Понятно, что все это не могло способствовать действенному надзору на территории всей страны. Поэтому назрела необходимость в создании органов прокуратуры. Этот процесс начался в 1922 году.

28 мая постановлением ВЦИК было утверждено положение «О прокурорском надзоре», таким образом, было учреждена прокуратура как самостоятельный орган.

История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы

Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства.

В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Декретом СНК РСФСР от 24.11.1917 № 1

Прокуратура СССР

Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.

Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы. На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры.

При этом на прокуратуру были возложены следующие функции: · осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; · непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления; · поддержание обвинения на суде; · наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР.

Прокуратура советского периода

Некоторые надзорные функции осуществляли и органы ВЧК до их преобразования в 1922 г. в ГПУ. Революционные трибуналы осуществляли надзор за соблюдением законов за обоснованностью содержания граждан в местах лишения свободы.

По Декрету № 1 в качестве обвинителей могли выступать все непорочные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.

Принцип участия любого гражданина в роли обвинителя или защитника был закреплен и в первой Инструкции о революционном трибунале от 19 декабря 1917 г., предусматривавшей создание при трибунале особой коллегии правозаступников, из состава которой революционный трибунал мог пригласить для каждого дела обвинителя. Декретом СНК от 4 мая 1918 г.

«О революционных трибуналах» при каждом революционном трибунале образовывались коллегии обвинителей из трех лиц, избираемых местными Советами. На коллегии возлагались обязанности наблюдать за рассмотрением дел,

История создания прокуратуры в СССР

«О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования.

Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям. Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР

«О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР»

. В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР».

Статья 1

Развитие советской прокуратуры

Они выступали за «двойное» подчинение прокуроров — центральной прокурорской власти и губернским исполкомам. В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В.И. Ленин, написавший «О «двойном» подчинении и законности».

В этом письме были изложены принципы организации и деятельности советской прокуратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последовательное закрепление принципы единства и централизации прокурорской системы и ее независимости от местных влияний.

Если до 1864 года российская прокуратура была учреждением надзорного типа, затем в основном осуществляла условное преследование, то с 1922 года был создан смешанный тип прокуратуры, она стала выполнять функции и надзора за исполнением законов, и уголовного преследовании.

Комментарии 0